ГАТЧИНА - Мой родной город / GATCHINA - My native town
Gatchina. Aeroplane Farmann Model-Monument / Гатчина. Памятник-модель аэроплана «Фарман»
В начале XX века авиация считалась спортом аристократов, поэтому есть нечто закономерное, что один из первых аэродромов России возник в Гатчине, аристократическом пригороде Петербурга.
Когда военные власти озаботились постройкой аэродрома в окрестностях столицы, выяснилось, что крайне сложно найти подходящую для летного поля площадку, находящуюся в государственных руках. После долгих поисков для аэродрома было выбрано поле на юго-западной окраине Гатчины. Его называли «военным», поскольку там проходили маневры лейб-гвардии Кирасирского полка.
К 14 маю 1910 г. все подготовительные работы по устройству аэродрома были закончены, и в Гатчину были доставлены два самолета типа «Фарман». Всего на гатчинском аэродроме в первые годы его существования располагались 10-12 самолетов, ангары, мастерские и помещения для обслуживающего персонала. С 1911 г. там работала Офицерская Воздухоплавательная Школа готовившая кадры русских военных летчиков. Здесь летали такие известные военлеты как Петр Нестеров, совершивший первую «мертвую петлю», легендарный Валерий Чкалов, авиатрисса Зверева и др. (их именами названы улицы в Гатчине).
К столетию гатчинского аэродрома, в 2010 году, в Гатчине был установлен самолет-памятник – уменьшенная модель аэроплана «Фармана» 1909 года. Такие машины базировались на гатчинском аэродроме в начале столетия.
Мой дед Мельгунов Михаил Николаевич был красным военлетом и также летал с этого аэродрома. Участвовал в Финской. Командовал разведывательной эскадрильей, которая под его руководством смогла сфотографировать знаменитую финскую линию укреплений - линию Маннергейма. За это дед был представлен к званию Героя Советского Союза, однако представление на награду положили под сукно штабные недоброжелатели, нужно было ехать в Москву разбираться, но дед разбираться не стал - чужд был всего этого, скромен и не стремился к наградам и признанию. Впоследствии он прошел (точнее пролетал) всю Великую Отечественную Войну. Участвовал во взятии Берлина. Есть даже его фотографии в мае 1945 г. в Берлине. Имеет награды, в том числе 2 ордена ВОВ, 2 ордена Красной Звезды, медали за оборону Заполярья (воевал и там в суровых условиях Севера), за взятие Берлина и др. Дожил почти до 70 лет здесь же в Гатчине. Похоронен с воинскими почестями.
Сейчас на месте первого военного аэродрома России построен (и продолжает строится) микрорайон «Аэродром», где живу и я, причем на улице Красных Военлетов :) - вот такая интересная связь времен и поколений... Когда я был еще ребенком, помню, как иногда на аэродром еще садились самолеты-«кукурузники». Сейчас взлетные полосы бывшего аэродрома переделаны в центральные шоссе микрорайона. Старинное бетонное покрытие аэродрома в некоторых местах сохранено. Установлен и памятник - еще один более современный настоящий военный самолет - МИГ.
И новостроек любы мне разлеты:
«Хохлово поле», «Въезд», «Аэродром» —
Аэродром, откуда военлетом
Мой дед взлетал и где теперь мой дом…
aeroplaneаэропланplanemonumentmodellandmarkGatchinaFarmanFarmannГатчинасамолетпамятникмодельФарманн
- No Comments
Арт-фотография природы и путешествий, поэзия - Ритам Мельгунов
Nature & Travel & Art Photography and Poetry by Ritam Melgunov
Емейл: / Email:
ritam-art@mail.ru